Хор
Хор Свято-Ильинского храма г. Краснодара
Современный этап в жизни Свято-Ильинского храма связан с назначением в 1999 году сюда настоятелем прот. Сергия Овчинникова. Являясь по благословению правящего архиерея в течение 17 лет протопресвитером Кубанского казачьего Войска, последний все свои усилия направил на выявление исторического феномена Свято-Ильинской церкви, как самобытного памятника казачьей культуры конца 19 – начала 20 века.
К столетнему юбилею Ильинки была задумана широкомасштабная программа художественных росписей храма. При разработке концепции настенных росписей за основу была взята идея не аскетического, а героического православия. И это закономерно, ведь именно казачество стремилось последовательно претворять в жизнь идеал героического прочтения Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свои за друзей своих» (Иоанн 15:13). Вот почему одно из центральных мест в храме – свод над хорами посвящается иконописному изображению «Церковь воинствующая», иконе, на которой все святые, от века просиявшие в христианском мире, предстают в образе воинов, противоборствующими греху и людям, ему подверженным. Успешное завершение почти пятилетних трудов по росписи церкви, безусловно, сделало ее одной из самых своеобразных достопримечательностей православной Кубани.
Известно, что «церковь не только в бревнах, но и в ребрах». Какими были те люди, которые построили Свято-Ильинскую церковь, какими были их мечты и заботы теперь вряд ли возможно установить, но можно постараться максимально точно и бережно передать то лучшее, что характеризует взаимоотношения людей в современной жизни прихода. Несомненно, все то, что касается настоящей деятельности церковного хора, достойно всяческого внимания и составляет одну из лучших страниц повседневной жизни общины церкви Ильи Пророка.
Днем рождения нового Ильинского хора можно считать 1 августа 1990 года, канун престольного праздника храма. В результате сбора активом будущего храма более 2 тысяч подписей горожан, требовавших у власти вернуть церковь верующим, храм наконец-то стал готовиться к своей первой после почти тридцатилетнего перерыва службе. Сейчас этот факт кажется несущественным, но тогда это был поступок, требовавший определенной смелости. Несколько молодых выпускников музыкальных учреждений края не побоялись связать свою судьбу с церковью и согласились открыто участвовать в богослужении.
Первые месяцы своего послушания певчие вместе со священнослужителями и прихожанами, разделяли все тяготы служения в полуразрушенном храме: приходилось петь под открытым небом (купол еще не был восстановлен), зимой снег залетал на хоры, куда забирались по приставной лестнице. Нелегко давался церковнославянский язык, чувствовался нотный голод. Все эти обстоятельства не могли не сказаться на одной из важнейших характерных особенностей Свято-Ильинского хора – его сплоченности и, как следствие, музыкальной слаженности. В то время, когда в некоторых храмах епархии по тем или иным причинам наблюдалась большая текучесть певческих кадров, в ильинке всегда сохранялось профессиональное ядро музыкантов. Придя в храм совсем молодыми людьми, основной певческий состав встретил здесь свою зрелость и вот уже 17 лет радует кубанцев своим гармоничным искусством.
Руководит хором М.Шарифова. «Сокровенный сердца человек» - словно сказано именно о ней, женщине чуткой и заботливой. С первых служб и по сегодняшний день в хоре также поют В.Каминский, Н.Колинько, О.Мужелевская, Т.Каширская, Т.Павловская. Отдельно упомянем «старого дида», участника Великой Отечественной Войны, недавно отметившего свое 80-летие А.Несчетного. Из списка видно, что среди основателей хора много женщин. Из этого вытекает вторая важнейшая особенность певческого коллектива церкви – его проникновенность. Размышляя над тем, почему в Ильинке стихийно возобладала женская линия голосов, невольно приходишь к мысли, что это произошло не без промысла. Теперь, когда росписи храма завершены и хорошо видно их героическое содержание, «женский» фон ежедневных песнопений делает основную идею фресок еще более наглядной и побуждающей.
Всякий, кому приходилось бывать в Свято-Ильинском храме за богослужением, может подтвердить, что сильной стороной местного хора является его негромкое, задушевное звучание. Должно признаться, что в этом только частичная заслуга хора. В церквях большого объема, где приходится форсировать громкость голоса, как известно, очень трудно сохранить атмосферу доверительности: ведь громкий голос для человека ассоциируется с публичностью, молитва же по определению – это всегда сокровенный разговор с Богом. Очевидно, что заложенный строителями объем небольшой Свято-Ильинской церкви (вместимость до 500 человек) идеально соответствует каким-то глубинным потребностям молящегося человека, когда голос может изливаться негромко, без понуждения, сердечно. Тогда в чем же заслуга собственно Свято-Ильинского хора? В том, чтобы поняв эту особенность, умело распорядиться данными тебе возможностями.
Имеющийся сегодня у хора творческий потенциал достаточно велик и многообразен. Конечно, в активе хора есть песнопения классиков русской духовной музыки от Архангельского и Бортнянского до Рахманинова и Чайковского, но есть и произведения хотя и не столь знаменитых, но зато «своих», впитавших в себя звуки и запахи Кубанской земли композиторов, таких как Г. Пономаренко. Во внебогослужебном репертуаре хора находят себе место как безымянные произведения – стихи и колядки, - так и авторские песни – романсы на стихи А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Если ко всему сказанному выше прибавить, что коллектив богат индивидуальными дарованиями исполнителей, способных вести сольные партии в произведениях известных своей сложностью композиторов ( а среди таких исполнителей отметим Н. Колинько, О. Мужелевскую, И. Кундуса, Б. Хачикяна), то ознакомительный очерк певческой деятельности Свято-Ильинского хора можно считать близким к завершению.
Песнопения на предлагаемом к прослушиванию диске сгруппированы в порядке праздничной службы Пророку Илие. Хотя интерес некоторых песнопений заключается в том, что они довольно редко исполняются приходскими хорами сегодня, главное достоинство записи видится не только в профессиональном плане. Для исполнителей важно было воспроизвести звуковую картину богослужебных будней конкретного храма – церкви Св. Пророка Илии в г. Краснодаре (Екатеринодаре) первого десятилетия 21 века. Насколько это удалось, пусть скажут главные судьи – прихожане этого храма, вместе с которыми вот уже столько лет певческий коллектив стоит на вахте Божьего прославления.
К столетнему юбилею Ильинки была задумана широкомасштабная программа художественных росписей храма. При разработке концепции настенных росписей за основу была взята идея не аскетического, а героического православия. И это закономерно, ведь именно казачество стремилось последовательно претворять в жизнь идеал героического прочтения Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свои за друзей своих» (Иоанн 15:13). Вот почему одно из центральных мест в храме – свод над хорами посвящается иконописному изображению «Церковь воинствующая», иконе, на которой все святые, от века просиявшие в христианском мире, предстают в образе воинов, противоборствующими греху и людям, ему подверженным. Успешное завершение почти пятилетних трудов по росписи церкви, безусловно, сделало ее одной из самых своеобразных достопримечательностей православной Кубани.
Известно, что «церковь не только в бревнах, но и в ребрах». Какими были те люди, которые построили Свято-Ильинскую церковь, какими были их мечты и заботы теперь вряд ли возможно установить, но можно постараться максимально точно и бережно передать то лучшее, что характеризует взаимоотношения людей в современной жизни прихода. Несомненно, все то, что касается настоящей деятельности церковного хора, достойно всяческого внимания и составляет одну из лучших страниц повседневной жизни общины церкви Ильи Пророка.
Днем рождения нового Ильинского хора можно считать 1 августа 1990 года, канун престольного праздника храма. В результате сбора активом будущего храма более 2 тысяч подписей горожан, требовавших у власти вернуть церковь верующим, храм наконец-то стал готовиться к своей первой после почти тридцатилетнего перерыва службе. Сейчас этот факт кажется несущественным, но тогда это был поступок, требовавший определенной смелости. Несколько молодых выпускников музыкальных учреждений края не побоялись связать свою судьбу с церковью и согласились открыто участвовать в богослужении.
Первые месяцы своего послушания певчие вместе со священнослужителями и прихожанами, разделяли все тяготы служения в полуразрушенном храме: приходилось петь под открытым небом (купол еще не был восстановлен), зимой снег залетал на хоры, куда забирались по приставной лестнице. Нелегко давался церковнославянский язык, чувствовался нотный голод. Все эти обстоятельства не могли не сказаться на одной из важнейших характерных особенностей Свято-Ильинского хора – его сплоченности и, как следствие, музыкальной слаженности. В то время, когда в некоторых храмах епархии по тем или иным причинам наблюдалась большая текучесть певческих кадров, в ильинке всегда сохранялось профессиональное ядро музыкантов. Придя в храм совсем молодыми людьми, основной певческий состав встретил здесь свою зрелость и вот уже 17 лет радует кубанцев своим гармоничным искусством.
Руководит хором М.Шарифова. «Сокровенный сердца человек» - словно сказано именно о ней, женщине чуткой и заботливой. С первых служб и по сегодняшний день в хоре также поют В.Каминский, Н.Колинько, О.Мужелевская, Т.Каширская, Т.Павловская. Отдельно упомянем «старого дида», участника Великой Отечественной Войны, недавно отметившего свое 80-летие А.Несчетного. Из списка видно, что среди основателей хора много женщин. Из этого вытекает вторая важнейшая особенность певческого коллектива церкви – его проникновенность. Размышляя над тем, почему в Ильинке стихийно возобладала женская линия голосов, невольно приходишь к мысли, что это произошло не без промысла. Теперь, когда росписи храма завершены и хорошо видно их героическое содержание, «женский» фон ежедневных песнопений делает основную идею фресок еще более наглядной и побуждающей.
Всякий, кому приходилось бывать в Свято-Ильинском храме за богослужением, может подтвердить, что сильной стороной местного хора является его негромкое, задушевное звучание. Должно признаться, что в этом только частичная заслуга хора. В церквях большого объема, где приходится форсировать громкость голоса, как известно, очень трудно сохранить атмосферу доверительности: ведь громкий голос для человека ассоциируется с публичностью, молитва же по определению – это всегда сокровенный разговор с Богом. Очевидно, что заложенный строителями объем небольшой Свято-Ильинской церкви (вместимость до 500 человек) идеально соответствует каким-то глубинным потребностям молящегося человека, когда голос может изливаться негромко, без понуждения, сердечно. Тогда в чем же заслуга собственно Свято-Ильинского хора? В том, чтобы поняв эту особенность, умело распорядиться данными тебе возможностями.
Имеющийся сегодня у хора творческий потенциал достаточно велик и многообразен. Конечно, в активе хора есть песнопения классиков русской духовной музыки от Архангельского и Бортнянского до Рахманинова и Чайковского, но есть и произведения хотя и не столь знаменитых, но зато «своих», впитавших в себя звуки и запахи Кубанской земли композиторов, таких как Г. Пономаренко. Во внебогослужебном репертуаре хора находят себе место как безымянные произведения – стихи и колядки, - так и авторские песни – романсы на стихи А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Если ко всему сказанному выше прибавить, что коллектив богат индивидуальными дарованиями исполнителей, способных вести сольные партии в произведениях известных своей сложностью композиторов ( а среди таких исполнителей отметим Н. Колинько, О. Мужелевскую, И. Кундуса, Б. Хачикяна), то ознакомительный очерк певческой деятельности Свято-Ильинского хора можно считать близким к завершению.
Песнопения на предлагаемом к прослушиванию диске сгруппированы в порядке праздничной службы Пророку Илие. Хотя интерес некоторых песнопений заключается в том, что они довольно редко исполняются приходскими хорами сегодня, главное достоинство записи видится не только в профессиональном плане. Для исполнителей важно было воспроизвести звуковую картину богослужебных будней конкретного храма – церкви Св. Пророка Илии в г. Краснодаре (Екатеринодаре) первого десятилетия 21 века. Насколько это удалось, пусть скажут главные судьи – прихожане этого храма, вместе с которыми вот уже столько лет певческий коллектив стоит на вахте Божьего прославления.
СВЕТОЗАРЕН ОБЛАК
Песнопения праздничной службы св. Пророку Илие. Диск выпущен к 100 летию Свято-Ильинского храма г.Краснодара (Екатеринодара)
1907-2007